Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Куда следует обращаться сразу после ДТП?

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Аркадий Волков
Написано статей
474

От аварии не застрахован ни один водитель. В случае неприятности нужно следовать установленным процедурам, чтобы свести негативные последствия к минимуму. Правила прописаны в ПДД РФ, КоАП, внутренних регламентах, если проводится расследование ДТП на предприятии. Куда обращаться водителю после происшествия на дороге?

Что делать сразу после аварии

Порядок поведения участников ДТП определен в 2.5–2.6 ПДД РФ. В 2019 г. необходимо:

  • остановить машину, выключив зажигание и подняв ручник;
  • включить аварийку;
  • выйти и поставить аварийный знак, если его нет, использовать подручные средства для ограждения (в городе на расстоянии 15 м, вне его — 30 м);
  • перемещать предметы, важные для расследования ДТП, запрещается.

Если в результате транспортного происшествия кому-то причинен вред жизни и здоровью, необходимо оказать первую помощь нуждающимся, вызвать скорую (практически для любого сотового оператора — 030) и ГИБДД/бывшую ГАИ (с мобильного телефона — 020). В серьезной ситуации следует доставить пострадавшего в ближайшую больницу, сообщить дежурному свое имя и государственный номер авто и вернуться на место ДТП.

Хорошо, если удается найти очевидцев транспортного происшествия, записать их ФИО, адреса и телефонные номера для связи.

По новому порядку, введенному с 01.07.2015 г., если в ходе столкновения повреждено лишь имущество, в течение часа необходимо убрать машины, создающие препятствие для других. Если в аварии есть пострадавшие, расчищать дорогу нужно, только если движение других авто невозможно. Невыполнение этого правила — это административное нарушение, которое наказывается взысканием штрафа в размере 1 тыс. руб. с каждого участника согласно п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. Предварительно следует провести съемку места аварии, используя средства фото- и видеофиксации.

Если между сторонами нет разногласий, пострадало только имущество, участники могут самостоятельно оформить ДТП (заполнить европротокол) или обратиться на ближайший пост ДПС и составить документы там. В остальных случаях необходимо позвонить в ГИБДД и получить их рекомендации.

Когда ущерб минимален и стороны договариваются на месте о возмещении убытков, документы заполнять не нужно. Виновнику, который отдает деньги, следует взять расписку об отсутствии претензий со стороны другого участника, чтобы в будущем избежать проблем со страховой, а также обвинения в оставлении места транспортного происшествия (наказание за которое, согласно ст. 12.27 КоАП РФ, — лишение прав управлять машиной на 1–1,5 года или арест на 15 суток).

Самостоятельное оформление транспортного происшествия

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-25-49

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Куда обращаться при ДТП

Участники аварии могут своими силами оформить ДТП, не вызывая госинспекторов или комиссаров, если:

  • у всех водителей есть действующий страховой полис и они в него вписаны;
  • авария произошла с участием не более двух машин;
  • никому не был причинен ущерб жизни и здоровью;
  • размер имущественного вреда не превышает 50 тыс. руб.;
  • водители достигли согласия по поводу ущерба и ответственности за аварию;
  • никто из участников не находится под действием алкоголя или наркотиков.

Первое, что необходимо сделать водителям после аварии, — снять место ДТП, используя средства фото- или видеофиксации:

  • госномера столкнувшихся машин (или VIN);
  • положение машин относительно ближайших домов, недвижимых объектов, дорожных знаков;
  • обстоятельства аварии: тормозной путь, поломки, следы, отлетевшие части машин и т. д.

Для страховой граждане составляют акт о ДТП (европротокол) — приложение к договору ОСАГО (образец можно скачать из сети). Лицевик акта заполняют оба участника аварии, каждый свою колонку, так чтобы при разделении листов на втором получилась копия первого. Копия, обычно, остается у виновника, оригинал — у пострадавшего. Кроме данных об участниках аварии, необходимо также нарисовать схему ДТП, рассказать об обстоятельствах случившегося, перечислить повреждения. Каждый экземпляр с лицевой стороны заверяется подписями.

Оборотную сторону заполняет каждый участник самостоятельно:

  • обстоятельства происшествия;
  • повреждение машины и другого имущества;
  • сведения об иных авто, которые участвовали в аварии.

При самостоятельном разбирательстве транспортного происшествия акт о ДТП — единственный документ, который остается у сторон. Пока что европротокол не оформляется по полисам КАСКО (такую практику планируется начать после 2019 г.) и при бесконтактных ДТП, так как трасологическую схему могут составить только госинспекторы.

Когда необходим вызов ГИБДД

Вызов ГИБДД

Вызов ГИБДД на место ДТП необходим, если:

  • в результате аварии есть пострадавшие;
  • участники не могут договориться между собой о причиненном ущербе или ответственности;
  • в аварии участвуют больше 3-х автомобилей;
  • по оценке участников, размер взыскания убытков не превышает 50 тыс. руб.;
  • у кого-то из водителей нет действующего ОСАГО.

Участники вызывают ГИБДД для пересмотра обстоятельств аварии. Если номер госинспекции неизвестен, проще всего позвонить по горячей линии МЧС 112 (бесплатно с мобильного). Звонок фиксируется в журнале учета дежурного. По телефону водители получают дальнейшие рекомендации: оставаться на месте и ожидать патруль или сфотографировать и приехать на ближайший пост или отделение полиции.

Инструкция по оформлению ДТП для сотрудников ГИБДД содержится во внутреннем Регламенте № 185 от 02.03.2009 г. Так, они ограждают место транспортного происшествия с помощью специальных средств и устанавливают участников аварии, записывают показания и данные свидетелей. При необходимости, направляют граждан на медосвидетельствование (копию акта и выписку из журнала освидетельствований потерпевший может позже запросить для получения страхового возмещения).

После первоначальных действия сотрудники ГИБДД составляют протокол осмотра места аварии с приложением-схемой ДТП. Документ подписывается сторонами, при их несогласии или отсутствии к осмотру привлекаются двое понятых. Водители заполняют объяснительные листы. Каждому участнику, который намерен взыскать страховое возмещение, выдают справки, подтверждающие факт ДТП. Выносится определение о возбуждении дела. Материалы передаются в суд или в группу разбора ГИБДД (если состав правонарушения установить не удалось или необходим пересмотр обстоятельств аварии).

В некоторых случаях, когда обстоятельства транспортного происшествия ясны, в действиях виновника есть состав нарушения, сотрудник ГИБДД вправе на месте вынести постановление о привлечении к ответственности.

Если в действиях участников ДТП нет состава административного правонарушения, вместо протокола осмотра заполняется рапорт, сопровождаемый объяснительными и схемой ДТП. Составляется определение об отказе в возбуждении дела против виновника. Факт ДТП заносится в журнал учета.

Заполнение документа

Таким образом, на руках у гражданина, который хочет взыскать страховое возмещение, остаются:

  • справка о ДТП со схемой-приложением по форме № 154 от 01.04.2011 г.;
  • постановление об административном правонарушении и наказании в отношении виновника или определение о возбуждении или об отказе в возбуждении дела.

Копии все материалов можно позже запросить в ГИБДД.

Расследование происшествия на предприятии

Если ДТП произошло с участием автомобиля, который стоит на балансе организации, и ее водитель — наемный работник, при аварии необходимо уведомить службу безопасности предприятия.

Порядок, установленный в ФЗ № 196 от 10.12.1995 г., требует от компаний со своим парком автомобилей регулярно проводить профилактику аварий и пересмотр случающихся транспортных происшествий. Так, сотрудник БД предприятия должен выехать на место ДТП для осмотра.

На месте аварии представитель компании устанавливает обстоятельства произошедшего, заполняет акт осмотра, составляет схему, проводит фото- и видеосъемку, используя подходящие технические средства. Желательно контролировать не только показания наемного водителя, но и работу госинспектров. Уполномоченный сотрудник БД имеет право запрашивать у ГИБДД копии всех постановлений о наказании или определений по делу, а также участвовать в суде.

Служебный пересмотр ДТП на предприятии следует проводить сразу же после случившегося. В результате формируется акт, куда заносятся:

  • информация о сотруднике: данные медицинского осмотра перед выездом на маршрут, путевые листы, водительский и трудовой стаж в компании, прежние случаи ДТП;
  • сведения о машине, последний ТО;
  • пересмотр обстоятельств произошедшего, схема ДТП, определение виновника;
  • итоги расследовании, рекомендации к предотвращению подобного в будущем, меры, которые компания принимает в отношении водителя;
  • выводы, кто и каким образом будет возмещать убытки компании.

Акт должен храниться в службе безопасности предприятия в течение 3-х лет. Его могут запросить госинспекция в сложных случаях (к примеру, когда ГИБДД необходим пересмотр дела), а также в ходе проверки контролирующих органов. Факт аварии нужно зафиксировать в журнале учета ДТП.

Обращение в страховую компанию

Обращение в страховую компанию

Сообщить в страховую компанию о ДТП участники обязаны сразу после аварии по телефону, который указан на полисе ОСАГО.

Обращение в страховую компанию по европротоколу должно произойти в течение пяти дней после аварии; всем участникам следует отправить в СК свои экземпляры акта для пересмотра. Подать заявление на возмещение ущерба можно в страховую компанию виновника или свою, в отделение по месту регистрации, нахождения или столкновения.

Страховые выплаты по оформленному самостоятельно акту не превышают 50 тыс. руб. (для полисов ОСАГО, купленных до 1.08.2014 г., — не более 25 тыс. руб.). С октября 2019 г. станут действительными безлимитные европротоколы, которые будут распространяться на аварии, произошедшие в Москве, Санкт-Петербурге и областях. Чтобы воспользоваться ими, необходимо заснять место ДТП, используя средства фото- или видеофиксации с GPS-модулем, маркирующим снимки.

В остальных случаях возмещение назначается в соответствии с фактическим ущербом в пределах страховой суммы после пересмотра материалов из ГИБДД и экспертизы авто.

Что необходимо предоставить в страховую:

  • заявление на страховое возмещение (денежные средства или ремонт);
  • европротокол с указанием виновника, если ДТП оформлялось силами участников;
  • фото- и видеоматериалы об аварии;
  • доверенность, если за страховым возмещением обращается представитель выгодоприобретателя;
  • реквизиты счета в банке, куда необходимо отправить денежные средства;
  • копию протокола осмотра, определения о возбуждении или отказе в возбуждении административного дела в отношении виновника, постановление о наложенном наказании;
  • справку об аварии со схемой ДТП, которую выдает сотрудник ГИБДД на месте транспортного происшествия.

Если потерпевший, жизни и здоровью которого был причинен ущерб, или его представитель намерен взыскать возмещение связанных с этим убытков, он должен предоставить:

  • медицинское заключение о причиненном вреде;
  • справку о нетрудоспособности или инвалидности, ее степени, тяжести, длительности;
  • выписку о доходах (зарплате, пенсии, стипендии и т. д.);
  • чеки на лечение, медицинские препараты и т. д.;
  • справку из морга, если авария была со смертельным исходом.

Возмещение вреда такого характера рассчитывается, исходя из потерянного дохода, трат на лечение и реабилитацию, специальный уход, протезирование, переобучение и т. д.

После получения заявления и сопутствующих документов в течение пяти дней СК назначает день и место осмотра авто. Если страховщик не торопится провести проверку и не делает попыток перенести или продлить ее срок, потерпевшему самому следует обращаться к независимому эксперту. Расходы на его услуги добавляются к сумме компенсации. Специалист производит осмотр автомобиля и составляется акт страхового случая, по его рекомендации делаются выплаты.

Срок рассмотрения страхового случая не должен превышать 20-ти рабочих дней (законом предусмотрено наказание для СК, если она специально задерживает расследование). Если потерпевший недоволен выплатами, ему следует обращаться в суд, требуя пересмотра решений, проведения независимого осмотра и взыскания справедливой компенсации.

В случае, если был причинен вред жизни и здоровью, пострадавший может претендовать на взыскание морального ущерба. Для этого необходимо направить гражданский иск в суд против виновника аварии.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-25-49

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!



1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (28 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
http://podachaiska.ru/
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.