Бесплатная консультация юриста: +7(499)653-61-99, +7(812)565-33-29, 8(800)500-27-29 доб.158

Какие способы защиты прав потребителей имеются в действующем законодательстве

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Аркадий Волков
Написано статей
468

В государстве все взаимоотношения между поставщиками и потребителями четко определяются обязанностями и правами, поэтому в ситуациях, когда таковые нарушаются, существует судебная защита прав потребителей. Свои права необходимо знать, чтобы обезопаситься в случае их несоблюдения. Важно знать, куда обращаться, если свободы нарушаются. В оказании потребителю помощи не откажет общество по защите их прав, государственные организации и прочие уполномоченные структуры.

Государственная и общественная защита прав потребителей находятся не на должном уровне, как в европейских странах, но постепенно развиваются. Защита прав потребителей при продаже товаров — актуальный на сегодня вопрос, так как практически каждый из нас сталкивался с нечестными продавцами, и впоследствии становился жертвой их обмана. Пришло время защищать свои интересы на законном уровне, поэтому теперь можно обратиться за помощью в суд. Чтобы повысить успех таких дел, не отказывайте юристу в оказании помощи.

Правовой аспект


Юридическая сторона аспекта защиты потребительских прав крайне неоднозначна. С одной стороны нужные законы приняли, а с другой стороны общество в своем большинстве не ознакомлено с ними и не имеет точных представлений о том, какие свободы имеет потребитель, и тем более, куда обращаться в случае их нарушения.

Основными нормативными документами, регулирующими защиту прав, являются:

  • Закон России «О защите прав потребителей» (аббревиатура ЗоЗПП);
  • постановление пленума Верховного Суда России о рассмотрении дел о защите потребительских прав в судах общей юрисдикции;
  • письмо Роспотребнадзора о постановлении пленума Верховного Суда России.


Как гласит ЗоЗПП, право потребителя защищает суд. В статье 17 данного закона сказано, куда направлять иск. Подсудность таких дел относится к гражданским судам общей юрисдикции. Исковое заявление подается в суд по выбору истца, поэтому подсудность предполагает разные районные суды. Например, подсудность дел может определяться по месту проживания истца. Также подсудность дел может относиться к судебной инстанции по месту проживания ответчика (если ответчик юридическая сторона, то по месту нахождения организации).

Подсудность некоторых дел по решению истца может относиться к суду по месту заключения или исполнения договорных обязательств. Если исковое заявление подано в адрес организации, но нарушения зафиксированы исходя из деятельности филиала этой организации, то подсудность можно отнести к суду по месту нахождения данного филиала. Покупатель вправе обратиться в суд, не сплачивая при этом государственную пошлину.


Постановление пленума Верховного Суда России определяет следующих сторон судебного разбирательства:

  • граждане России;
  • иностранцы и апатриды (люди без какого-либо гражданства);
  • органы исполнительной власти;
  • прокурор;
  • органы местного самоуправления;
  • прочие уполномоченные органы, объединения и организации.

Пленум Верховного Суда в своих положениях конкретно разъясняет, что такое товар, какие виды услуг подчиняются ЗоЗПП, понятие недостаток товаров или предоставляемых услуг и прочие аспекты. Кроме этого пленум Верховного Суда разъясняет, какие существуют способы защиты потребительских прав.

Контроль над соблюдением закона

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)653-61-99

СПб, Ленинградская обл. +7(812)565-33-29

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!


Права потребителя

Не так давно стало известно об организации Роспотребнадзора, у которой основные функции деятельности связаны с защитой потребительских прав. Функции Роспотребнадзора достаточно разнообразные, так как данный вид государственной организации не только защищает потребителей, когда со стороны поставщика услуг видны нарушения, но и поддерживает в норме эпидемиологическую ситуацию в России.


Основные функции Роспотребнадзора включают в себя:

  • осуществление особого надзора;
  • оказание помощи в контроле над соблюдением ЗоЗПП.

Деятельность Роспотребнадзора высветлена в таких полномочиях:

  • проверка различных документов, связанных с деятельностью организации или предприятия (договора, санитарные книжки персонала и т.д.);
  • проверка журналов, где фиксируется контроль над соблюдением законодательных норм;
  • оценка лицензии, свидетельства, разрешения, акцизных марок и прочего;
  • проверка контрольно-кассовых машин;
  • составление протоколов, если зафиксированы нарушения;
  • штрафование за нарушения.

Указанные функции неполные, так как сотрудники Роспотребнадзора выполняют еще некоторые функции министерства здравоохранения и экономики. Каждый предприниматель должен уведомить сотрудников Роспотребнадзора о начале своей предпринимательской деятельности, чтобы впоследствии получить лицензию или разрешение от Роспотребнадзора. Такое разрешение именуется свидетельством о государственной регистрации.

В обязанности Роспотребнадзора входит реагирование на жалобы населения о нарушениях со стороны поставщиков услуг и продавцов. Ответственность за нарушение требований Роспотребнадзора ложится на плечи руководства частной организации или предприятия. Данная государственная служба при оказании частными предприятиями сопротивления или при несоблюдении норм закона вправе налагать существенные штрафы.

Потребительские права

Чтобы защитить свои права как потребителя и наказать нечестных продавцов нужно четко знать, какие потребитель имеет права. Действующее законодательство подчеркивает, что потребитель может претендовать:

Потребительские права

  • на безопасность;
  • информированность в качестве приобретаемых услуг;
  • компенсацию ущерба вследствие оказания некачественных услуг или продажи бракованных товаров;
  • приобретение качественных товаров;
  • получение сведений про поставщиков услуг и продавцов.

Каждое перечисленное право можно расшифровать и привести соответствующие примеры. Право потребителя на безопасность оказываемых услуг — одно из основных и самых непоколебимых. Ответственность за нарушение данного права может быть самой суровой, так как несоблюдение нормы безопасности может привести к получению покупателем серьезных травм или летальному исходу.

Зафиксировано много дел о нарушении права на получение информации о товаре. Например, по просьбе покупателя продавец должен предоставлять все имеющиеся у него документы на товар. Как подтверждает юридическая практика, зачастую на руках у продавца таких документов нет. Это достаточно грубое нарушение, которое может привести даже к уголовной ответственности. Основную информацию о товаре нужно разместить на видном месте. К такой относится срок годности, срок изготовления и цена товара.

Обязанность поставщиков состоит в оказании качественных услуг. Если в оказании услуг были допущены ошибки, то потребитель имеет основания для возмещения ущерба или повторного оказания аналогичной услуги. Каждый покупатель вправе свободно выбирать товар и при необходимости обменять один товар на другой. При этом если найденный недостаток не был оговорен продавцом, то обмен должен состояться. В случае, когда продавец предупредил о недостатках товара, покупатель не имеет законной возможности обменять товар.

Защита прав потребителей при продаже товаров также оговаривалась в постановлении пленума Верхового Суда России. Если от поставщика услуг или продавца покупатель получил некачественный товар, то он вправе:

  • произвести замену товара (как на аналогичный, так и на равнозначный, но другой);
  • устранить неполадки за счет продавца или изготовителя;
  • снизить стоимость товара или услуги;
  • получить компенсацию за ремонт;
  • вернуть деньги за покупку с возвратом испорченного товара продавцу.

Считается, что жители России не защищены от численных нарушений со стороны продавцов, потому что абсолютно ничего не знают о своих правах. Ответственность за некачественный товар или последствия приобретения всегда несет продавец и изготовитель, поэтому нужно защищать свои интересы, здоровье и деньги. Если возникают трудности в толковании ЗоЗПП или пленума Верховного Суда, и вы не знаете, куда прийти за помощью, рекомендуется обратиться к юристу.

Как защитить свои права

Защита своих прав

Пленум Верховного Суда России был ориентирован еще и на определение способов защиты потребительских интересов. Свои интересы потребитель должен защищать, а поможет ему в этом ЗоЗПП России и прочие правовые акты. Пленум Верховного Суда был собран, чтобы повысить эффективность рассмотрения таких дел. Ответственность понесет каждый виновник, если его действия противоречат постановлению пленума Верховного Суда и прочим законам.

В оказании правосудия поможет один из таких способов:

  • виновник взял на себя ответственность за свои нарушения и признал состав преступления;
  • самозащита, если виновник отказывается брать ответственность за незаконные действия;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация материального и морального ущерба;
  • признание сделки недействительной;
  • содействие виновника в оказании помощи потерпевшему;
  • восстановление прежней ситуации (примеры могут заключаться в возврате денег за покупку или замену аналогичным товаром);
  • прекращение правовых отношений или внесение изменений в них;
  • присуждение поставщика к ответственности за содеянное;
  • подать исковое заявление в суд.

Исковое заявление в суд составляется потребителем в письменном виде. Такое заявление полностью соответствует требованиям к искам в гражданском процессе и в большей части регламентируется постановлением пленума Верховного Суда России. Ответственность за его подачу несет потребитель, поэтому рекомендуется составить заявление юридически грамотно, используя наглядный образец.

Готовый образец заявления можно бесплатно скачать в интернете. Примеры готовых исков также можно позаимствовать в суде. Образец заявления поможет избежать типичных ошибок и продемонстрирует структуру иска. Успех дел напрямую зависит от аргументации и доказательной базы искового заявления. Юрист участвует в оказании помощи с написанием иска. Обратиться к нему можно в онлайн режиме через интернет.

В содержании заявления важно указать свои нарушенные права, и какую ответственность по закону должен нести виновник. К делу могут прилагаться различные фото, аудио и видео подтверждения, прочие документы. Фото могут свидетельствовать о браке в товаре. Если в суде будет доказана подлинность фото, то они будут считаться вескими аргументами стороны обвинения.

Заявление обязательно должно включать подпись заявителя, так как это играет важную роль в оказании судебного вмешательства. Для анонимных дел такой способ защиты недопустим. Истец несет полную ответственность за представление ложных доказательств.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)653-61-99

СПб, Ленинградская обл. +7(812)565-33-29

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (30 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
http://podachaiska.ru/
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.