Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Аркадий Волков
Написано статей
468

В каждом законе есть лазейки, которые помогают избежать наказания, поэтому на законном уровне установлены обстоятельства, исключающие административную ответственность. Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП). Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.

Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих. Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона. Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.

Понятие ответственности


Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.

Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:

  • нарушение общественного порядка;
  • нарушение права собственности и других свобод граждан;
  • противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
  • умышленность действия и бездействия;
  • неосторожность;
  • антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).


Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно. Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием. Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.

К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет. Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности. Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.


В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве. Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.

Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:

Административная отвественность

  • фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
  • юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
  • процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).

Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО. Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям. При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.

Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.

Процесс привлечения


Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.

При этом привлечение к АО имеет свои основания:

  • наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
  • достижение виновником возраста привлечения к АО;
  • соблюдение сроков давности;
  • состояние крайней необходимости;
  • невменяемость виновника;
  • прямая связь между нарушением и его последствием;
  • обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.

АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:

  • объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
  • субъект (виновник);
  • объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
  • субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).

Применение АО

Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:

  • раскаяние;
  • сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
  • содействие виновного при расследовании;
  • состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
  • прекращение незаконного проступка;
  • возмещение причиненного вреда;
  • предотвращение последствий;
  • устранение правонарушения;
  • недостаточный возраст для несения АО;
  • беременность на момент совершения проступка.

Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности. Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий. Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.

Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.

Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.

Исключающие обстоятельства

Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.

Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:

Прекращение административной ответственности

  • совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
  • проступок совершен вследствие самообороны;
  • виновник признан невменяемым;
  • совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
  • совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
  • истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
  • событие административного проступка отсутствует;
  • обнаружение отсутствия состава правонарушения;
  • действие виновного попадает под амнистию;
  • закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
  • смерть виновника и другие.

Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты. Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам. Таким образом, закон на стороне справедливости.

Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния. Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий. Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:

  • виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
  • невозможно провести установление формы вины;
  • состояние невменяемости привлекаемого гражданина.

Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.

Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения. Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок. Один и тот же виновник привлекается к АО за совершение противоправных действий только один раз.

Ответственность лиц госаппарата

Ответственность должностных  лиц

Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц. При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц. Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.

Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:

  • совершение административного проступка;
  • неисполнение служебных функций;
  • исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.

При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности. Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание. В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:

  • злоупотребление полномочиями;
  • безосновательное повышение должностных полномочий;
  • присвоение должностных полномочий другого чиновника;
  • коррупция;
  • участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.

Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (29 оценок, среднее: 4,70 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
http://podachaiska.ru/
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.